БАЛЕТНАЯ МУЗЫКА, музыка, создаваемая на основе сценарного плана (либретто) с учётом хореогр. воплощения, сопровождающая балетный спектакль и выражающая его худ. идею и образно-драм. содержание. Б.м. включает традиц. классич. формы, различные по масштабу и драматургич. функции: сольные (вариации, монологи, сцены), ансамблевые номера (адажио, па-де-де, па-де-труа), массовые танцы (сюита, дивертисмент) и др. Имеет номерную структуру, к‑рая может сочетаться с масштабными симфонизированными хореогр. сценами.

Становление Б.м. в Башкортостане началось в 40‑е гг. 20 в. параллельно с освоением и развитием др. муз.-сценич. жанров (оперы, музыкальной комедии, разл. форм инстр. и симфонической музыки) и было связано с общим подъёмом муз. культуры в стране. Первонач. Б.м. являлась составной частью ранних опер “Һаҡмар" (“Хакмар") М.М.Валеева, “Ҡарлуғас" (“Карлугас") Н.К.Чемберджи, “Акбузат" и представляла собой жанрово­бытовые танц. эпизоды, воссоздающие традиц. обряды, народные игры, хороводы и пляски, построенные на интонациях нар. песен и наигрышей.

В первом баш. балете “Журавлиная песнь" широко использованы нар. мелодии (“Сынграу торна", “Кара-юрга", “Ирендык", “Перовский", “Заһиҙә" – “Загида" и др.). Здесь синтезированы особенности баш. мелоса с классич. балетными жанрами и формами, использованы приёмы симфонизации в муз. и хореогр. партитуре спектакля. Балеты “Горная быль" А.С.Ключарёва и “Горный орёл" наметили новую историко-героич. линию в баш. балете. Нац. своеобразие музыки этих спектаклей проявилось в цитировании нар. мелодий, использовании в оркестре инструментов, имитирующих звучание курая и кубыза, соединении импровизационной стихии узун-кюй с вариантно-симф. развитием.

Первым опытом взаимодействия башкирской литературы и театра с хореографией стал балет “Черноликие" Х.Ш.Заимова и А.Г.Чугаева по одноим. повести М.Гафури. Новым в музыке этого балета стало усиление психол. начала в раскрытии образов, отказ от цитирования и создание оригин. авторского тематизма, опосредованно связанного с муз. фольклором, симфонизация музыки с использованием принципов монотематизма.

Значит. обогащение Б.м. в 60‑е –нач. 70‑х гг. связано с деятельностью Н.Г.Сабитова. Композитор расширил жанрово-тематич. рамки Б.м., создав балеты на совр. сюжеты (“Гульназира", “Люблю тебя, жизнь", “Страна Айгуль") и первые балеты для детей (“Буратино", “Мурзилка-космонавт"). В Б.м. Сабитова сопоставление образных сфер обогащено новыми средствами и жанрово-стилевыми приёмами. В муз. характеристике гл. действующих лиц преобладает пентатоника, присущая баш. песенности. Наряду с цитированием нар. мелодий композитор опирается на нар. муз. жанры (узун-кюй, кыска-кюй, кубаир, такмак), привносит интонации и ритмы рев. песен, совр. городского фольклора, эстрадной музыки и джаза. Отрицат. образы обрисованы при помощи гротескного преломления европ. танц. жанров – вальса, мазурки, танго (“Гульназира"); силы войны и агрессии очерчены графически жёсткими интонациями марша, стилистически близкого музыке “Ленинградской симфонии" Д.Д.Шостаковича (“Люблю тебя, жизнь"), и остинантными мелодико-ритмич. формулами с элементами серийной техники в теме захватчиков (“Страна Айгуль"). Б.м. Сабитова отличает яркий оркестровый колорит, мастерское использование выразительных возможностей инструментов. Впервые в Б.м. введён хор, используемый как новая тембровая краска в оркестрово-муз. ткани (“Страна Айгуль"). Б.м. Сабитова стала одной из вершин в истории баш. муз. театра и определила пути дальнейшего развития балетного жанра в тв‑ве баш. композиторов.

Б.м. 70–90‑х гг. отмечена поиском новых стилевых решений с ориентацией на муз. и пластич. лексику 20 в. Сказочно-легендарная линия продолжена в балетах “Маугли" М.Х.Ахметова, “Легенда о курае" Р.М.Хасанова, “Ходжа Насретдин" Л.З.Исмагиловой; соц.-бытовая – в балете “В ночь лунного затмения". Синтез отд. элементов фольклора, соединение форм и жанров народной музыки с совр. композиторской техникой способствовали активному обновлению муз. языка балетов. Поляризация образных сфер получает дальнейшее развитие и новую трактовку в раскрытии сказочных и реалистич. сюжетов. В муз. характеристиках злого хана (“Легенда о курае"), фанатичных аксакалов, коварного Дервиша и юродивого Диваны (“В ночь лунного затмения"), жадного ростовщика Джафара и незадачливого звездочёта Гуслии Гуссейна (“Ходжа Насретдин") использованы элементы гротеска. Композиторы экспериментируют и в области оркестровых средств выразительности, воссоздавая звучание вост. инструментов с их специфической темброво-регистровой окрашенностью. Создание целостной балетной композиции достигается симфонизацией муз. ткани, сочетанием сюитного и сквозного принципов развития с лейтмотивной техникой.

В совр. Б.м. широко используются интонационно-тематич. арки, реминисценции, приёмы сложного полифонич. сплетения и наложения тем в их ладовой, ритмич., тембровой и жанровой трансформациях. Нац. муз.-жанровые элементы соединяются со средствами композиции 20 в. – полистилистикой, методами серийной техники, алеаторики, сонористики, к-рые находят новое, оригин. претворение.

Лит.: Ахмадеева Г.Н. Башкирский балет //Музыка композиторов Башкирской АССР (СССР) и округа Галле (ГДР): Сборник статей. Уфа, 1990; её же. Башкирский балет. Уфа, 2003.

Г.Н.Ахмадеева

Текст на башкирском языке

Музыкальные направления

БАЛЕТ