СКУЛЬПТУРА (лат. sculptura), вид изобразительного искусства, произв. к-рого имеют трёхмерную форму, выполняются высеканием, вырезанием, лепкой, ковкой, литьём и др. способами. Объект изображения С. — человек, реже ж-ные и др.; осн. жанры: портрет, анималистич., бытовой жанр, исторический жанр, а также символич., аллегорич. композиции; худ.-выразит. средства: пространств. композиция, соотношения объёмов, пластич. моделировка, разработка силуэта, фактуры, иногда цвета; осн. материалы: металл, камень, дерево.

Различают круглую С., осматриваемую со всех сторон (статуя, статуэтка, группа, бюст, голова), и рельеф (изображение располагается на плоскости из того же материала; в т.ч. барельеф, горельеф). Рельеф также используется в медальерном искусстве и монументально-декор. формах С. По назначению С. разделяют на монументальную (памятники, монументы); монументально-декор., непосредств. связ. с архитектурой (Костерина П.И. дом); садово-парковую; станковую (самостоят. произв., не зависящие от среды и имеющие размеры, близкие к натуре или меньшие, более конкретное, глубокое содержание); С. малых форм, к-рой присущи нек-рые особенности декоративно-прикладного искусства (используется в интерьере, к ней также относят медали, геммы).

В Башкортостане С. получила развитие в 40-е гг. 20 в. и связана с тв-вом В.Г.Морозовой, Лины По, С.Д.Тавасиева. Т.П.Нечаева привнесла в баш. С. самобытность, отразившуюся в эмоц. накале, психол. глубине портретных характеристик (“Строительница Флюра”, 1948; “Танцовщица Т.Худайбердина”, 1954; “Ахметка”, 1958; “Мустай Карим”, 1961). Послевоен. стр-во определило содержание иск-ва 50-х гг.: подчёркнуто героизированный образ труженика, целеустремл. и энергичного, стал темой первых работ Б.Д.Фузеева (“Рабочий”, 1962; “Лаборантка Наиля”, 1965).

В 60-е гг. С. в респ. интенсивно развивается, новым этапом становится участие баш. авторов во всерос. и всесоюз. выставках, где наряду с произв. Нечаевой и Фузеева экспонируются работы З.Р.Басырова, Е.М.Цибульского, А.П.Шутова, М.К.Якубова. Осн. темы: люди труда, нац. образы. Скульптурным портретам присущ жизнеутверждающий характер. В наиб. значит. произв. социалистического реализма авторам удалось избежать банальности тем и нивелировки образов (“Портрет Худайбердина-бабая” Фузеева, 1963; “Агроном” Басырова, 1964; “Башкирская невеста” Шутова, 1969). В 70-е гг. возрастает интерес к тематич. композиции, значительно расширяется содержание С.: “Юный чабан. Навстречу солнцу” (1971) Нечаевой, “Дочь воды”, “Солдатский тост” (оба —1975) Басырова. Участие скульпторов респ. во всерос. и всесоюз. выставках способствовало проникновению в баш. пластику достижений рос. С.

С приходом в изобр. иск-во в сер. 70-х гг. скульпторов, получивших образование в спец. уч. заведениях Москвы (Н.А.Калинушкин, Х.М.Хабибрахманов) и Ленинграда (Ю.Ф.Солдатов), С. становится разнообразнее по пластич. решениям и жанрам. Появляются смелые по стилизации и объёмнопространств. решениям произв. Калинушкина (“Паганини”, 1979), оказавшего влияние на обновление худ. языка баш. С. По его инициативе с 1988 в Уфе проводятся скульптурные симпозиумы с участием рос. мастеров, давшие толчок дальнейшему развитию С. Башкортостана: в сер. 90-х гг. ведутся поиски новой изобр. системы, иного понимания худ. задач, прослеживается ассоциативность мышления, выраженная в знаковой символике. В тв-ве учеников и последователей Калинушкина — В.Г.Лобанова (“Растение на кубе”, 1995; “Аквариум”, 1996), Ф.С.Нуриахметова (“Торс Туркан Хатун”, 1994; “Барка Изиды”, 1995) — проявляется индивидуальность трактовки натуры, большое значение обретают метафоричность, эксперименты с пространств. построениями и архитектоникой композиций. Менее радикальные изобр. решения, лёгкая стилизация форм свойственны произв. М.Р.Халилова (“Колесо”, 1992) и Хабибрахманова (“Памяти Рудольфа Нуреева”, 1994).

Одновр. продолжает развиваться академ. С., представителями к-рой являются Солдатов (“Портрет А.Д.Бурзянцева”), В.А.Дворник (“Портрет отца”; оба — 1995). В нач. 21 в. появляются произв. И.Ф.Гилязова, Р.Р.Нигматуллина, Р.А.Хасанова, Р.А.Хусаинова и др., работающих в разл. направлениях. С. малых форм представлена в тв-ве Г.Н.Березина, Л.Н.Галеевой, Л.А.Госачинской, М.Н.Гульченко, Р.А.Салимгареева и др.

В С. Башкортостана в кон. 20 — нач. 21 вв. наряду с самостоятельностью творч. поисков наблюдается влияние европ. пластики, чему способствует участие баш. художников в междунар. скульптурных симпозиумах. В Уфе состоялись специализир. выставки С.: на Респ. выставке (1996) были представлены работы баш. скульпторов разных поколений, Выставке совр. рос. С. (2006) — произв. мастеров РБ и РФ.

Произв. скульпторов Башкортостана находятся в коллекциях БГХМ, Национального музея, Акмуллы М. музея, Музея милиции, галерей “Урал”, “Мирас” (г.Нефтекамск), Третьяковской галереи (Москва), Музея изобр. иск-в РТ, Музея нац. культуры Нац. культурного центра “Казань” (оба — Казань), Рязанского обл. худ. музея, Тюменского музея изобр. иск-в и др.

Лит.: Скульптура Башкортостана: кат. 1-й респ. выст. /авт.-сост. И.Н.Оськина. Уфа, 1996; Пространство и форма. Выставка современной российской скульптуры: каталог /сост. И.Н.Оськина. Уфа, 2007; Миннигулова Ф.М. Скульптурные симпозиумы в Башкортостане (1988—2004 гг.) //Вестник Башкирского университета. 2008. Т.13. №2.

И.Н.Оськина

 

Виды изобразительного искусства

Художники и скульпторы

См. также

МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО