МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, учение К.Маркса и Ф.Энгельса о диалектич. и ист. материализме. Осн. положения М.ф.: первичность обществ. бытия по отношению к обществ. сознанию; структура об‑ва — экон. базис (производств. силы и отношения) и надстройка (культура, политика, право); история об‑ва — развитие и смена обществ.‑экон. формаций (первобытно-общинная, рабовладельч., феодальная, капиталистич., коммунистич.); борьба обществ. классов — движущая сила истории в поступательном развитии, её высшее выражение — социальная революция.

М.ф. являлась идеол. основой соц.‑дем. движения, к‑рое разделилось на рев. (В.И.Ленин и др.) и реформистское (Э.Бернштейн и др.) течения. После Октябрьской революции 1917 в России концепция М.ф. стала идеологией Коммунистической партии Советского Союза. В Великобритании, Германии, Италии, США, Франции и др. странах возник неомарксизм, синтезировавший в себе М.ф. и новые филос. направления (феноменология, фрейдизм, экзистенциализм и др.). В 1960‑е гг. М.ф. трансформирована Э.В.Ильенковым (учение об идеальном), М.А.Лифшицем (онтогносеология). Совр. этап изучения и оценки М.ф. в России характеризуется критикой, пересмотром идеол. и др. аспектов, а также появлением неомарксизма.

Распространение М.ф. в Башкортостане было связано с появлением в нач. 20 в. социал-дем. кружков, определ. влияние марксизма испытали лидеры тат.‑баш. нац. движения (А.К.Адигамов, А.И.Бикбавов, С.Ш.Мурзабулатов и др.), Башкирского национального движения и др. М.ф. в БАССР получила дальнейшее распространение с развитием системы высш. образования. С 50‑х гг. 20 в. противоречия социалистич. об‑ва рассматривались в науч. иссл. Ф.Б.Садыкова. В 90‑е гг. история марксизма и разл. аспекты М.ф. изучались в трудах Д.М.Азаматова (просветительско-дем. мысль и распространение марксизма в Башкортостане), В.Н.Бондаренко (метод. принципы гносеологич. концепции классич. марксизма) и др. Идеи М.ф. получили свое развитие в иссл. Г.Х.Мусина (диалектика потребностей и духовного мира как основа устойчивого развития), Ф.У.Мухаметлатыпова (чел. капитал, труд как процесс созидания и потребления), Д.А.Нуриева (диалектич. материализм) и др. В нач. 21 в. оригинальные антропологич. концепции марксизма созданы В.Е.Бугерой (сущность человека в отношениях соц. управления), А.И.Селивановым и А.П.Андреевым (традиции народа как стержень его бытия).

Лит.: Садыков Ф.Б. Достоинства и недостатки марксистского формационного анализа развития общества //Ядкяр. 1996. №1; Андреев А.П., Селиванов А.И. Русская традиция. М., 2004; Бугера В.Е. Сущность человека. М., 2005.

Р.Р.Вахитов


ФИЛОСОФИЯ

ДИАЛЕКТИКА

Текст на башкирском языке