ДЖАЗ (англ. jazz), вид муз. иск‑ва. Возник в кон. 19 – нач. 20 вв. в среде негритянского населения юга США в результате взаимодействия зап.-африканской и европейской муз. культур. Д. свойственны импровизация как формообразующее средство, неакадемические способы звукоизвлечения и интонирования (blue notes, dirty tones, growl), регулярная ритмич. пульсация (beat) в сочетании с полиметрией и полиритмией, повышенная эмоциональность. Осн. стили Д.: новоорлеанский (диксиленд), чикагский, свинг, би-боп, кул, прогрессив, хард-боп, авангард (ладовый Д., фри-Д. и др.), Д.-рок (фьюжн).

В Башкортостане интерес к Д. проявился в нач. 40‑х гг. 20 в., этому способствовала концертно-гастрольная деят‑сть вед. эстрадно-джазовых коллективов страны и музыкантов, осевших в респ. в кон. 40‑х гг. в период массовой реэмиграции рос. граждан из Китая. Дальнейшее развитие джазового иск‑ва связано с тв‑вом больших оркестров (биг-бэнд) и малых ансамблей, работающих при кинотеатрах, ресторанах, учреждениях культуры и образования, на танц. площадках.

Со 2‑й пол. 60‑х гг. (начало всемирной экспансии бит-музыки) Д. в респ. постепенно теряет популярность, сосредотачиваясь в осн. в тв‑ве ресторанных ансамблей, а также ряда коллективов (биг-бэнды УНИ под рук. Л.Роскина и УАИ под рук. Г.Ж.Жебарова, джаз-оркестр ДК им. С.Юлаева под рук. Н.А.Утяшева) и др. музыкантов. Высоким профессионализмом в области джазового исполнительства в кон. 60‑х – нач. 70‑х гг. отличались ансамбли при ресторанах гостиниц “Агидель" (рук. А.Г.Иващенко, В.Бузник), “Башкирия" (А.Г.Решетников), “Россия" (Бузник), “Турист" (Ю.И.Шемагонов), в составе к‑рых играли Ю.Н.Гаврилов, В.Н.Камнев, М.Х.Юлдыбаев и др.

Широкой популярностью в респ. пользовались биг-бэнд Стерлитамакского станкостроительного завода (Г.А.Калинин), “Бирский диксиленд" и др. Открытие в 1974 эстрадного отделения в Уфимском училище искусств явилось качественно новым этапом в развитии баш. Д. Заметным событием в истории баш. Д. стала победа биг-бэнда Уфим. уч‑ща иск‑в под управлением засл. работника культуры РБ Г.П.Маркорова на Всерос. конкурсе эстрадных отделений муз. училищ (Москва, 1984). С сер. 80‑х гг. в респ. регулярно проводятся джазовые концерты в рамках Всесоюз. (1985) и Всерос. (1987) праздников эстрадной музыки и фестивали: Всесоюз. джазовый фестиваль “Уфа" (1988), Междунар. фестиваль “Джаз-форум" (1989).

Вед. джазовые коллективы 80‑х – нач. 90‑х гг.: “Дустар", “Орлан" (рук. О.Х.Киреев), “Транс-Атлантик" (С.Г.Чипенко), худ. трио “Уфа" (Д.В.Шапко), биг-бэнд (Маркоров), анс. саксофонистов Уфим. уч‑ща иск‑в (А.Н.Богомолов), ансамбли под управлением Бузника, Р.А.Хусаинова. Этот период оказался наиб. плодотворным для баш. Д.: расширился спектр разрабатываемых стилей (от диксиленда до авангарда), исполнительский состав (от солистов до биг-бэнда).

Интересные результаты в создании самобытного стиля на материале баш. фольклора были достигнуты ансамблями “Дустар" и “Орлан". Наиб. органичен синтез баш. фольклора и Д. в тв‑ве анс. “Дустар", особенно в композициях Юлдыбаева “Ҡартатай" (“Дедушка"), “Бал ҡорто" (“Танец пчёл") и др. Нек‑рые элементы тюркского мелоса отличают тв‑во анс. “Орлан" (“Башкирский сельский блюз", “Башкирские легенды"). С кон. 90‑х гг. проводятся джазовые фестивали респ.: дет. “Мистер Джаз", дет. и юношеский “Путешествие в Джаз-ленд" (оба - 1999), "Джаз и не только" (2000); всерос. джаз-фестиваль (2004), междунар.: “Розовая пантера" (1995), “Джаз-Мастер" (2005; все – Уфа). В 1998 в Баш. филармонии был создан биг-бэнд под управлением Маркорова, ставший дипломантом Всерос. джазфестиваля им. О.Лундстрема (г.Тольятти, 2000) и Междунар. джаз-фестиваля (г.Челябинск, 2002).

В 2006 в УГАИ открылась кафедра эстрадно-джазовой музыки. Активную концертно-гастрольную деят-сть ведут джаз-квартет “Уфа", группа “Funky House Band" (Уфа, рук. О.Ф.Янгуров), эстрадные коллективы Дворца культуры и техники (рук. А.А.Вегелин), ДК “Моторостроитель" (рук. В.А.Красовский; все – Уфа); “Бирский диксиленд" и др. Развивается традиция своеобразных мастер-классов на концертах и джем-сейшнах с участием гастролирующих в Уфе джазовых исполнителей всемирной известности: И.М.Бриля, И.М.Бутмана, А.О.Кролла, О.Л.Лундстрема и др. Джазовую стилистику используют в своём тв‑ве композиторы Р.Х.Газизов, Р.Р.Зиганов, А.Т.Каримов, И.И.Хисамутдинов и др.

Л.К.Кудоярова


Музыкальные направления

Текст на башкирском языке

“БИРСКИЙ ДИКСИЛЕНД”, джаз-ансамбль

“ДУСТАР", джазовый ансамбль