ДЕТСКАЯ МУЗЫКА, музыка, предназначенная для слушания или исполнения детьми. Характеризуется яркой образностью, конкретностью содержания, чёткостью и лаконичностью формы. Инструментальной Д.м. свойственна программность, изобразительность, звукоподражание, опора на первичные жанры (песня, танец, марш) и фольклор. Произв. для исполнения детьми предполагают соответствие их возможностям (диапазону голоса, технической подготовке) и особенностям худ. восприятия.

В баш. фольклоре Д.м. представлена песнями (хороводные, колыбельные, прибаутки, скороговорки, потешки, такмаки и т.д.), плясовыми мелодиями, муз. играми, ставшими основой для проф. Д.м. В 1950–60‑е гг. композиторы Башкортостана обращаются к жанру инстр. и вок. обработки нар. песен, сочиняют миниатюры, созвучные народной музыке: фп. пьесы “Вальс-шутка", “Колыбельная кукле", “Танец детворы", цикл “Шесть пьес для фортепиано" Х.Ш.Заимова, 4 полифонические миниатюры Н.Г.Сабитова и др.

В 1970–90‑е гг. происходит жанровое обогащение Д.м.: балеты, оперы, театральная музыка, песни, пьесы для оркестра и разл. инструментов (преим. для фп.). Фортепианная музыка для детей представлена миниатюрами (обработки нар. мелодий, вальс, мазурка, ноктюрн, прелюдия, скерцо, тарантелла, элегия и др.), сюитами, произв. крупной формы (сонатины, сонаты, концерты). Пьесы часто объединяются в циклы: 6 прелюдий Р.Р.Зиганова, 4 прелюдии и Наигрыши Сабитова, 3 прелюдии С.Р.Сальманова. Программными заголовками объединены циклы “Калейдоскоп" М.Х.Ахметова, “Картинки", “Родные напевы" Р.Х.Газизова, “Интервалы" С.Г.Шагиахметовой и др. Традицию “Детского альбома" П.И.Чайковского продолжили Заимов, Сабитов.

Камерно-инстр. Д.м. представлена также ансамблями: Детская сюита для струнного квартета, пьеса “Маленькие пастушки" для флейты, кларнета и фагота Шагиахметовой и др. Наряду с ансамблевым, расширяется сольный репертуар для разл. инструментов: аккордеона, баяна, домры, кубыза, курая, скрипки, фагота, флейты и др. Разнообразна тематика дет. вокальной и хоровой музыки: сцены из дет. жизни, образы природы, сказочные сюжеты отображены в соч. Х.Ф.Ахметова, М.М.Валеева, А.Х.Габдрахманова, Н.А.Даутова, Ш.Ш.Ибрагимова, Р.Г.Касимова, А.М.Кубагушева, Ш.З.Кульборисова, С.А.Низаметдинова, К.Ю.Рахимова, Сабитова, А.Р.Сальмановой, Р.В.Сальманова, С.Р.Сальманова, Р.Х.Сахаутдиновой, Р.М.Хасанова, Д.Д.Хасаншина, Шагиахметовой и др. В жанре театр. музыки работали А.К.Березовский (“Индийская легенда" Н.Р.Гусевой и С.И.Потабенко; “Красная шапочка" Е.Л.Шварца), С.С.Миролюбов (“Аленький цветочек" по одноим. сказке С.Т.Аксакова, «Тайна “Дома утят"» У.Дюлы); к телеспектаклям – С.Р.Сальманов (“Аҡыллы ҡыҙ" – “Умная девушка", “Етеҙҙең батырлығы" – “Храбрый зайчонок").

Яркой изобразительностью и тонкой выразительностью отмечены дет. мюзиклы “Кот в сапогах", “Три поросёнка и три медведя", “Носорог и жираф" В.Н.Клепинина и музыка Касимова к сказкам “О глупом мышонке" С.Я.Маршака, “О жёлтом цыплёнке, покрытом сажей" А.Л.Барто. Дет. опера представлена в тв‑ве Габдрахманова (“Серая шейка" по одноим. сказке Д.Н.Мамина-Сибиряка), Газизова (“Марстың осоуы" – “Полёт Марса"), Даутова (“Тараканище"), Сабитова (“Безусый волшебник"); балет – в тв‑ве Ахметова (“Маугли"), Газизова (“Али-баба и сорок разбойников"), Ф.М.Гафурова (“Родник жизни"), Сабитова (“Буратино" по повести А.Н.Толстого “Золотой ключик", “Мурзилка-космонавт").

Значит. место в Д.м. занимает пед. репертуар: 4 скрипичных альбома Касимова, сборники дет. пьес для баяна под редакцией В.А.Башенёва, В.Ф.Белякова, В.Г.Морозова, Р.Г.Рахимова, Р.Г.Сагадеевой, Ф.К.Сайфуллина, В.П.Суханова, С.М.Тюфякова, Р.Ю.Шайхутдинова; для баяна и курая, для домры (оба – переложения Б.П.Тевса); для двух баянов, для баяна и аккордеона, для жалеек, для кубыза, для ансамбля рус. нар. инструментов (все – сост. В.Н.Линник). Изданы 4 сборника для детей дошкольного возраста “Балалар баҡсаһында музыка" (“Музыка в детском саду").

Осн. тенденции совр. баш. Д.м. – полистилистика, опосредованное претворение фольк. элементов, появление нетрадиц. жанров, использование совр. техник композиции: багатели Зиганова, сюиты “Старинная" С.Р.Сальманова и “Характеристическая" Касимова, Детский концерт для 2 фп. Клепинина, цикл фп. пьес “Байрамда" (“На празднике") Кубагушева, фп. миниатюры “Весёлый помидор", “Танец белых кувшинок", “Беззаботная прогулка" И.И.Хисамутдинова и др.

Лит.: Композиторы и музыковеды Башкортостана: Очерки жизни и творчества. Уфа, 2002.

С.М.Платонова 

Музыкальные направления

Текст на башкирском языке