НАСИХАТ (нәсихәт, араб. — наставление), в баш. нар. педагогике (см. Этнопедагогика) изречения дидактич. характера, направленные на формирование у человека отношения к внеш. и внутр. миру, передачу норм морали и т.д.

Идейные истоки восходят к благопожеланиям – алгыш. Передающим Н. является представитель старшего поколения (как правило, уважаемый член общества, носитель и хранитель традиций), адресатом может быть как один человек, так и группа людей (коллектив). Н. охватывают все сферы жизни и деят‑сти человека: хоз.-бытовую (“Һәр эште яратып эшлә, яратмаһаң, тотонма, эш рухын асыуландырма” — “Выполняй любую работу с любовью, не берись за работу без желания, не серди дух работы”), семейную (“Бойороҡ менән килдең йортҡа, буйһоноп йөрө, килен” — “Сноха, пришла ты в дом по закону, подчиняйся законам мужниного дома”), образоват. (“Белемле — иң көслө, арымай-талмай белем тупла” — “Образованный человек — самый сильный, не уставая получай знания”) и др.; произносятся в знаменат. моменты жизни (уход на воен. службу, имянаречение, замужество и женитьба и т.д.) или ситуативно. Нек‑рые Н. становятся афоризмами, поговорками, иные забываются, выходят из употребления. Наиб. известность получили Н. М.И.Уметбаева, Р.Ф.Фахретдинова.

Многие кубаиры, мунажаты и др., имея дидактич. характер, представляют собой развёрнутую форму Н. В башкирской литературе Н.-стихотворения представлены в анонимной поэзии, в тв‑ве Акмуллы, Ш.Бабича, С.С.Якшигулова и др. поэтов.

Лит.: Башҡорт халыҡ ижады. 1‑се т. Йола фольклоры. Өфө, 1995; Фәхретдинов Р. Нәсихәттәр. Өфө, 2006.

Р.А.Султангареева


Жанры обрядовой поэзии

Устное народное поэтическое творчество

ЭТНОПЕДАГОГИКА

Текст на башкирском языке