СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА башкирского общества, упорядоченная совокупность взаимосвяз. и взаимодействующих социальных групп и институтов. Сформировалась в условиях преобладающего полукочевого скотоводч. хозяйственно-культурного типа, была обусловлена ист.-культурными традициями и обычаями.

Характерной чертой С.с. баш. общины являлось отсутствие чёткой дифференциации и нечёткость границ между отд. слоями. Осн. часть нас. составляли башкиры-общинники (асаба), к привилегир. слоям относились представители родоплем. знати (бии, князья, мурзы, тарханы), мусульманского духовенства (с распространением ислама), к зависимым — байгуши, туснаки, ялсы, ясыри.

После присоединения Башкортостана к России обязанности и права разл. слоёв С.с. были зафиксированы в жалованных грамотах; на осн. часть башкир были возложены воинская и др. повинности, уплата ясака. Появились привилегир. категории нас.: воен. и гражд. чиновники, старосты, старшины, сотники (помощники старост и старшин); выделились наиб. состоятельные члены общины (баи).

В период кантонной системы управления башкиры принадлежали к особому военнослужилому сословию, отд. представителям знати было пожаловано дворянство. С развитием мусульм. духовного образования формируется баш. интеллигенция. Вследствие земельной политики, проводимой Рос. гос-вом, и усиления переселенческого движения значит. часть нас. Башкортостана составили припущенники, появились рудопромышленники, купечество и др. сословия, существовавшие у русских. В сер. 19 в. с развитием торговли, промышленности, кредитно-финансовой и др. предпринимательской деятельности формируется буржуазия. С введением “Положения о башкирах” от 14 мая 1863 и проведением реформ 60—80-х гг. 19 в. осн. часть башкир перешла в крест. сословие, появились также мещане, рабочий класс и др. Традиц. С.с. была упразднена после революции 1917. 

А.З.Асфандияров, Г.А.Киньябаева

 

Социальная структура башкирского общества

Реформы

См. также

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА

МУСУЛЬМАНСКОЕ ДУХОВЕНСТВО

СОСЛОВИЕ

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ